Стало известно о КАКОЙ новости смолчал ПРЕЗИДЕНТ ... СРОЧНО ПРОЧТИТЕ
Третье послание президента Украины Петра Порошенко к парламенту, озвученное им сегодня, кардинально не отличалось от предыдущих. Но в нем не нашлось места для нескольких тем, о которых глава государства предпочел промолчать.Сообщает http://newsonline24.com.ua
Впервые Петр Порошенко обратился с посланием к новоизбранной Верховной Раде в конце ноября 2014 года. Традиционно, как это бывало и с посланиями предыдущих президентов Украины, проект аналитического доклада, главные позиции которого и озвучивал президент, был подготовлен Национальным институтом стратегических исследований. Но, в отличие от предшественников, речь Порошенко звучала убедительнее.
Ежегодное послание президента к парламенту – не просто дань какой-то политической моде. Это – официальный документ главы государства (статья 106 Конституции) о внутреннем и внешнем положении Украины. Готовится послание на основании анализа, и определяет важнейшие направления экономического, политического и социального развития страны. Собственно, озвученный президентом текст, должен учитываться в работе правительства, министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных госадминистраций, поскольку определяет ключевые стратегические и тактические задачи на год.
Годы идут, тезисы не меняются
Учитывая, в каком положении находилась Украина в 2014-м, не удивительно, что Порошенко тогда говорил в Раде о российской угрозе и выражал надежду, что Минские соглашения (первые) будут работать. Также глава государства акцентировал внимание на важных реформах, в частности, правоохранительных органов, оборонного сектора и судов. Не преминул упомянуть борьбу с коррупцией, углублении сотрудничества с НАТО и о возможности подать заявку на членство в ЕС в обозримом будущем…
Ко второму ежегодному обращению Порошенко к Верховной Раде (в июне 2015 года), в принципе, в стране мало что изменилось: российская угроза никуда не исчезла (хотя украинская армия, наконец, совместными усилиями государства и волонтеров, превратилась в настоящую военную машину), Минские соглашения (вторые) «работали» с переменным успехом, Украина по-прежнему ожидала заявленных реформ; в продолжающейся «борьбе с коррупцией» не намечалось ярких побед. «Мы научились выявлять коррупционеров и направлять на них прожекторы, но уголовное наказание, к сожалению, еще не стало неотвратимым. Дела или валяются в судах, или валятся, или рассыпаются еще по дороге до судов», – сказал президент год назад.
Другими словами, по сравнению с 2014-м, во многих сферах не произошло кардинальных перемен, несмотря на то, что к моменту выступления президента в парламенте был дан старт работе НАБУ, новой патрульной полиции, необходимой чистке в ГПУ – все эти «реформы» не получалось назвать полноценными. «Год назад, выступая в этом зале, я озвучил антикоррупционный пакт между обществом и властью: чиновники не берут, а люди не дают. Могу сегодня констатировать – ни одна из сторон этого пакта пока не соблюдает. Понимая, что на власти лежит значительно большая ответственность, прошу помощи общества в борьбе с этим злом», – сказал Порошенко в 2015-м.
Впрочем, между первым и вторым посланием президента к парламенту не произошло и окончательной «зрады»: антироссийские санкции действовали (и продолжают действовать до сих пор) – поддержка Украины западными партнерами сохранялась. На дипломатическом уровне, хоть и туго, продолжилась борьба за Крым. Донбасс также не был отдан на откуп Кремлю, а изменения в Конституцию Украины, которых некоторые так требовали в Минске, могли произойти только в случае выполнения других приоритетных задач – установления контроля Украины на украинско-российской границе и обеспечения безопасности для проведения выборов в оккупированном ныне регионе…
Медленные реформы
В обращении к Верховной Раде образца 2016 года Петр Порошенко оставался таким же красноречивым, как и два предыдущих раза. Констатировал, что российская угроза по-прежнему актуальна. Но, в целом, «благодаря усилению оборонных возможностей наших Вооруженных Сил мы чувствуем себя в большей безопасности, чем год назад». «Температура конфликта сейчас явно ниже, чем была в позапрошлом и прошлом году», – подчеркнул Порошенко.
В большей безопасности чувствовать себя позволяет усиление оборонных возможностей страны. К тому же, этому способствует тесный уровень сотрудничества с НАТО (хотя о членстве речь пока не идет). А вот о значительном увеличении финансирования армии (в размере 5% ВВП, как ранее это обещал Кабмин), президент говорить не стал. По его словам, Украина пока не может позволить себе выделять на армию больше 3% ВВП. «Конечно, полет мечты каждого из нас – заоблачный, но есть и земные реалии, которые не оставляют особо выбора между тем, чего мы хотели бы, и тем, что сейчас можем сегодня себе позволить. Почти 3% ВВП на оборону – это много по сравнению с едва-едва 1%, которым пренебрегали еще в середине нулевых годов, но очень мало для страны, которая де-факто в состоянии войны. Больше – к сожалению, это правда – мы себе позволить не можем. Военная нагрузка на бюджет и социальную сферу и так критически велика», – отметил он.
Порошенко: Армия все еще нуждается в гражданской помощи и поддержке / Фото УНИАН
Кроме того, президент напомнил, что армия все еще нуждается в гражданской помощи и поддержке. «Подчеркиваю, что мы будем рационально, под прозрачным контролем общественности и парламента использовать имеющийся ресурс и жестко контролировать расходы – с четким определением долгосрочных потребностей армии и других силовых структур», – пообещал он.
Также, по словам президента, Украина и в дальнейшем нуждается в серьезной международной поддержке в борьбе с российской агрессией: «А обеспечивать такую поддержку для нашей дипломатии становится все труднее».
Кстати, одной из причин этих трудностей можно назвать отсутствие существенного прогресса в проведении реформ. Насколько Украина справляется с этим заданием можно будет увидеть до конца текущего года – по финальному решению Евросоюза относительно виз для украинцев. «Финальное решение Евросоюза относительно виз станет еще одним свидетельством того, что Европа как один из ключевых партнеров Украины признает наш прогресс в осуществлении внутренних реформ», – считает Порошенко.
При этом президент уже не стал упоминать об амбициозных планах подать заявку на членство Украины в ЕС, озвучиваемых в прошлом году.
Немного популизма и готовность к сотрудничеству
По словам заместителя директора Агентства моделирования ситуаций Алексея Голобуцкого, в принципе, нынешнее обращение президента к Верховной Раде хоть и было несколько популистским, выполнило свою главную задачу – продемонстрировать, что президент готов сотрудничать с парламентом и ожидает ответной реакции, а также очертить первоочередные задачи на законодательном поле. «Главная задача президента в парламентско-президентской республике – показать динамику взаимоотношений с парламентом и что в законодательном плане должны сделать депутаты. Это он сказал. И обрисовал самую сложную ситуацию: отношения с Россией, Минские соглашения…», – отметил он.
Что же касается политических вещей, то, по словам Голобуцкого, можно найти сотни тем для озвучивания их в послании. «Наша страна не пример благополучия в мире, поэтому любую сферу берешь и о каждой можно что-то говорить», – считает он.
В свою очередь, руководитель аналитического Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев убежден, что прозвучавшего сегодня в стенах Верховной Рады недостаточно для понимания стратегических целей. «Выступление, безусловно, было профессиональным, ярким, президент умеет выступать. Но, как по мне, было очень много лицемерия и манипуляций. Страна хочет слышать, как будем поднимать ВВП, поднимать экономику. Потому что без экономики ничего не будет. А президент нам отчитался о 1000 поваленных Лениных…», – посетовал он.
По словам политтехнолога, за пределами озвученных в послании тезисов остались «решения не вымышленных, а настоящих проблем». «Можно, жонглируя цифрами, говорить о том, что при предшественниках был один процент на оборону и вооруженные силы, а сейчас – три. Но если вспомнить, что бюджет страны в 2013 году был 180 млрд, а сейчас, возможно, не выполним и 80-ти млрд… Оружие ведь покупают не за проценты, а за деньги», – подчеркнул он.
Глава Фонда национальных стратегий Тарас Березовец, напротив, считает, что в нынешнем послании президент высказался основательно, даже иронично отзываясь о своих оппонентах. Вместе с тем, политолог обращает внимание, что глава государства не стал говорить о коррупционных скандалах, осторожно затронул тему силовых структур и дал понять, что нельзя делить их на новые и старые. Мол, война силовиков между собой – это путь в никуда.
Не должна была пройти незаметной и тема внесения изменений в Конституцию – как в части возможного изменения статуса временно оккупированных территорий, так и возможного изменения статуса Автономной республики Крым на крымско-татарскую национальную автономию, считает Березовец.
«Кроме того, президент ничего не говорил о войне популизма, связанной с тарифами, и о возможностях досрочных выборов в Верховную Раду», – отметил политолог.
УНИАН
Политологи проанализировали послание президента / Фото УНИАН
Хотя, в принципе, эти темы не останутся без особого внимания, поскольку «потасовка» политических сил вокруг них начнется с первых же дней работы новой парламентской сессии. «Будут попытки расшатать парламент, чтобы весной 2017-го провести досрочные выборы Верховной Рады», – считает он.
Также, отмечают политологи, главой государства не была озвучена традиционная тема лишения неприкосновенности депутатов, хотя соответствующий законопроект, ограничивающий оную, существует в стенах Верховной Рады. Учитывая, что об этом регулярно говорят представители пропрезидентской фракции в парламенте, а генпрокурор Юрий Луценко неоднократно намекал на необходимость принятия такого законодательного акта, к примеру, после истории с Александром Онищенко, а также обращая внимание на то, что эта тема приобретает особую актуальность в контексте борьбы с коррупцией, ее игнорирование президентом бросилось в глаза. Тем более, в прошлогоднем послании Петр Порошенко призывал депутатов исключить себя и судей из касты неприкасаемых. «Безусловно, вопрос больше касается самого парламента, но президент может это инициировать», – отметил глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
По его словам, в послании президент сосредоточился на вопросах, которые находятся в его непосредственной компетенции – национальной безопасности, обороноспособности, внешней политики, а также институциональных реформ, связанных с его функцией как гаранта прав и свобод человека в Украине. «Когда шла речь о необходимости перехода от стратегии выживания к стратегии развития, вопросы экономических реформ, дерегуляции – президент этого тоже коснулся, но отметил, что это – компетенция правительства. Поэтому, по моему мнению, Порошенко здесь действует как раз в сфере своих полномочий», – считает политолог.
Действительно, в рамках парламентско-президентской республики глава государства не может на все влиять. Не может давать задания по всем направлениям.
Но, учитывая наличие пропрезидентского прокурора, пропрезидентского премьера и пропрезидентских министров в Кабмине, а также крупной пропрезидентской фракции в Верховной Раде, очертить направление для этих заданий ему вполне по силам. По крайней мере, для того, чтобы информация, которую президент озвучивает в парламенте, не расходилась с информацией, которую правительство озвучивает украинцам в качестве новых обещаний.

Post a Comment