Header Ads

РОССИЙСКИЙ АВИАНОСЕЦ «КУЗЯ» КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПРОГНИВШЕЙ ДО МОЗГА КОСТЕЙ НЫНЕШНЕЙ РОССИИ(ФОТО,ВИДЕО)

Российская ударная авианосная корабельная группа приблизилась к сирийским берегам. Об этом сообщили ряд новостных ресурсов России. Одновременно с этим пришла и ещё одна новость: по сообщению священника РПЦ, проходящего «службу» на «Адмирале Кузнецове», на борту закончились нательные крестики.  Сообщает http://newsnet.hostenko.com



Примерно в это же время приходит ещё одна новость: более 2,2 тысяч мигрантов спасли в средиземном море. Признаться, я сразу сопоставил численность команды тяжёлого авианесущего ракетного крейсера проекта 1143, который почему-то гордо именуют «авианосцем».  Впрочем,  информация о беженцах пока не про команду «Кузи»: повезло африканцам и арабам, а российские моряки пока вынуждены молиться о своей судьбе и довольствоваться «нательными крестиками». Почему так – давайте разбираться от «начала начал».

ТАВКР проекта 1143

Проект тяжёлого авианесущего крейсера 1143 был разработан «не так давно» — всего лишь в 1970 году. Надо отметить, что к 1973 году были готовы и другие проекты ТАВКР — 1153 и 1160 – с ядерной силовой установкой и немного другим составом авиационной группы. Но в Советском Союзе думали о целесообразности авианосцев в принципе и поэтому выбрали самый дешёвый вариант. Так началась постройка «близнецов» «Адмирала Кузнецова». Сам «Кузя», или как он тогда назывался «Рига» был заложен в 1981 году. Но уже в 1982-м изменил имя и стал тезкой почившего в бозе генсека Леонида Брежнева. Дальше корабль строился… очень долго строился — цены на нефть падали, денег в СССР не было. Цены падали, генсеки умирали, но новое имя ТАВКР получил уже при Горбачёве. Стал крейсером «Тбилиси».

В 1991 году крейсер, если говорить прямо угнали – часть команды решила на нём «переплыть в Россию». Угнали, кстати с судостроительного завода в украинском Николаеве — денег в СССР не было и поэтому в 1991-м, через 10 лет после закладки, корабль так и не был готов. В том числе силовые установки.

Дальнейшая судьба ТАВКР «Адмирал Кузнецов» (такое имя ему дали в РФ) наглядно демонстрирует справедливость народной истины «краденное не пойдёт на счастье» и фразы из известного мультфильма «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

Имя мёртвого генсека, история кражи, помноженные на отсутствие у России технологий доведения до ума кораблей такого класса превратило тяжёлый авианесущий крейсер в обычное судно. Пусть военные моряки не пинают меня тем, что корабль — это корабль, а судно сами знаете где. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» — именно судно. Хоть и выглядит грозно.

Судите сами: ТАВКР «Адмирал Кузнецов» приписан не к порту, а к судоремонтному заводу. То есть сия посудина в состоянии «отстоя» и ремонта, которые в РФ называются «глубокой модернизацией» проводит большую часть своей своей трагикомичной истории. Ннечастые выходы в море сопряжены с большими проблемами. Не для русских моряков — голова болит у всех окружающих. Вот лишь несколько вех эпичной, богатой красками истории судна:
1995 год. У берегов Новой Зеландии выходят из строя более половины силовых установок. Судно чуть было не выбрасывает на берег.

Декабрь 1995 года. Поход в Средиземное море. Вновь силовые установки говорят «упс». Ну,  не совсем «упс» — судно даже двигалось в турборежиме со средней скоростью 2-4 узла.

Февраль 1996 года. Тот же Средиземноморский поход. Юбилей «Флота Российского». Судно зашло на Мальту. Приём у министра обороны этой морской державы…. Здесь лучше меня расскажет российский адмирал Валентин Селиванов:
«…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы.

Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…»

Воспоминания адмирала, который после такого случая посчитал за лучшее подать в отставку разошлись широко. Даже попали в иллюстрированную энциклопедию «Авианосцы». Кстати, изданную в России в 2013 году. (стр. 262)

1998 год. Пульт управления стрельбой был залит… 60-ю тоннами мазута. Ошиблись «при заправке».

2000-2009 годы. 6 пожаров. Это только крупные, которые попали в СМИ.

О том, в каком состоянии находилось судно на рубеже нулевых прекрасно рассказал моряк, проходивший на нём службу. Повествование он дополнил, естественно, целой серией прекрасных фотографий. Среди прочего он описал такие банальные вещи как горячая и просто вода в трубах как явление чуда, большой трюм в качестве мусоросборника и, извините, проблему с гальюнами – туалетами по-простому. А на судне 2000 человек, которые что-то кушают и куда-то какают…

Может это, всё вражеская пропаганда? Возможно, «казачок засланный», но даже по официальной статистике ТАВКР «Адмирал Кузнецов» находился на ремонте в следующие периоды: 1992-1994, 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008, 2009-2010, 2014-2016. Это не считая «текущих ремонтов» — только масштабные работы. То есть за 20 лет в составе ВМФ России его «гордость» была на плаву не более 5-6 лет. Остальное время судно пытались заставить не утонуть после первого же выхода в море.

Да и сейчас — о грозном «Адмирале Кузнецове» и его Средиземноморском походе российские СМИ сообщили в начале года. Мол, готов и вот-вот поплывёт. Как оказалось, готов да не совсем, поплыл, да не сразу. Кстати, я ещё тогда отмечал, что «Кузнецов» – страшная сила и действительно способен напугать многих. Чем – это уже другой вопрос.
Эпичный поход эпичного корыта

Итак, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вышел в море и  поразил весь мир. Дым из трубы сего судна сравнили с извержением вулкана. Люди, разбирающиеся в проблеме, естественно указали на возможные неполадки с силовыми установками. Тем более, что «Кузя» шёл далеко не на максимальной скорости. Российская же «Лента», которую трудно обвинить в нелояльности к Кремлю разразилась статьёй «Огонь в небесах», где резюмировала историю судна и его состояние ёмкой фразой ««Кузнецов» не мог не быть проблемным кораблем».

Это был удар по самолюбию «великой страны», потому сразу пошли опровержения. Например, на православном канале «Царьград». Иначе и быть не могло — страна ведь скрепами скреплена. Приводят слова Адмирала Васильева о том, что дымы – морская традиция под названием «Дать шапку»: «Могли и «дать шапку». Потому что такие корабли, такие группировки нечасто в последнее время проходят такие точки».

Забыл только сказать адмирал, что традиция существовала в начале 20 века. С другой стороны, «Кузнецов» — судно традиционное. Для подтверждения посмотрите фото на российском тематическом форуме, участники которого в том числе и офицеры, служившие на ТАВКР.





Это интеллектуальное и высокотехнологичное устройство для чистки топок на «Кузе». А что вы хотели – «два солдата и лопата заменяют экскаватор» – тоже традиция.

Что было дальше без смеха воспринимать невозможно. Как оказалось, «Адмирал Кузнецов» не имеет достаточного запаса топлива для заправки. При этом его отказались запускать в порты Испании и Мальты.  Ничтоже сумявшеся, российское руководство «само отозвало» запрос на заход в испанские порты. Через сутки после того, как испанцы ненавязчиво послали «Кузю»… куда подальше. И не удивительно — там пляжи, люди загорают. Но загореть не значит прокоптиться. Ну и, естественно, сама суть миссии на фоне пируэтов РФ в сирийском конфликте раздражала.

Проблема. Далее  27 октября грозная группировка ВМФ России легла в дрейф. По крайней мере про это свидетельствовали данные Vessel Finder (https://www.vesselfinder.com/). Самое забавное то, что в составе группы есть как минимум два танкера, но т.к. «Кузя» «давал шапку» – топливо закончилось.

Европа переполошилась — получить застрявшее корыто в чистом Средиземном море – ещё та проблема. Прокормить две тысячи голодных русских мужиков ещё куда ни шло, но что делать с отходами их жизнедеятельности? Экологическая катастрофа, однако.

Впрочем,  топливо быстро нашли — Марокко не отказало и  ударная «авианосная» группа пошла дальше по средиземному морю. Пошла, но вновь удивила весь мир текущим ремонтом. Думаете, силовыми установками занялись моряки? Оно-то, возможно так, но решили они и палубу подкрасить. Светло голубой цвет заставил поперхнуться генералов НАТО, экспертов в области развития ВМС и досужих наблюдателей. Кто и по каким критериям выбирал такую краску — неизвестно.

С другой стороны, адмиралы флота российского, видимо, не рассчитывали на появление фото в СМИ: такие вещи как спутниковые снимки стали для них неожиданностью. Что касается цвета — какая краска была, такой и красили. А чем ещё занять команду во время дрейфа? Есть ведь правило «копать отсюда и до обеда». Вот и копали, ой, красили. Кстати, ручками – на снимках в хорошем разрешении можно рассмотреть «тела маляров».

Российские СМИ впали в ступор. Как объяснить такой карнавал на корыте не знал никто, но «Россия-24» решала и не такие задачи. Вот и ведущий специалист центра «Фобос» Вадим Заводченков с умным видом объяснял почему красят и почему в голубой. Оказывается этот цвет наиболее заметен лётчикам на фоне океана, он создаёт дополнительную «подъёмную силу», отражая солнечные лучи (а вы что, про солнечный ветер не слышали?!) и, естественно, уменьшает заметность судна на вражеских радарах. Вот так, господа, это глупые пендосы ломают голову над технологией Stealth. В России всё просто — голубая нано-краска! Короче, данное видео без слёз смотреть невозможно. Настоятельно рекомендую к просмотру:



Но беда не ходит одна. Имя мёртвого генсека Леонида Брежнева даёт о себе знать: буквально через день сеть взорвали новые снимки, на которых «Кузя» корма к корме в сцепке с танкером. Вновь ступор у российского ВМФ — как объяснить сию «позицию из морской кама-сутры» думали долго. В конце концов заявили, что, мол, это обычная заправка.

avianosets-admiral-kuznetsov-dozapravka
Да вот беда, за эти сутки с вопросом «шо это было» журналисты обращались к многим. В том числе,  к редактору «Морского бюллетеня» Войтенко Михаилу – человеку, которого трудно заподозрить в отсутствии профессионализма.

Вот цитата из его комментария: «По идее, заправка должна происходить на ходу, танкер следует параллельно заправляемому кораблю. Объяснения могут быть разные, от где-то какой-то поломки, сделавшей невозможной заправку на ходу обычным путем, до необходимости держать некоторое время авианосец против ветра и волнения, а заодно и заправить, то есть авианосец мог действительно, лишиться хода.»

Для подтверждения своих слов господин Войтенко дал два фото заправки ТАВКР проекта 1143 на ходу. Так сказать, штатные варианты.

Первый — с борта когда танкер идёт параллельно крейсеру.

avianosets-admiral-kuznetsov-dozapravka2

Второй — с кормы, но танкер идёт в том же направлении, что и ТАВКР

avianosets-admiral-kuznetsov-dozapravka3
Последнее фото запомним — на него буду ссылаться ещё раз в данном тексте.

Тем не менее, эпичный поход судна под названием «Адмирал Кузнецов», похоже, подходит к концу. Не завершению — впереди ещё отстой у берегов Сирии и возврат на «родной» судоремонтный завод для очередной «модернизации».

Ах, да, забыл сказать — есть же ещё и тезис о «боевом применении» ТАВКР. Вот об этом подробнее.
Беспощадная и бескомпромиссная российская угроза

На этом подходим к главному: военной силе ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Ведь русский мужик, как уверены за поребриком, может по уши в дерьме жить и всех побеждать.

Оставлю в стороне проблемы с силовой установкой и скоростью — что есть, то есть. Да и вдруг случится чудо — отремонтируют нормально судно. Есть другие «но», заложенные в самом проекте.

Итак, проект 1143 разрабатывался как замена проекту вертолётоносца 1123. Так сказать, компромиссный вариант между сторонниками развития авианосного флота в СССР и противниками данной концепции. Таким образом, судно нельзя назвать авианосцем в полном понимании этого слова.

Первое и основное отличие (подаваемое российскими военным аналитиками как плюс) — отказ от катапульты в пользу трамплина. Это несомненно удешевило корабль, но сделало невозможным посадку и взлёт самолётов разведчиков-целеуказателей. Например, разработанных в 80-х годах Су-28КРЦ. Тем более речь не идёт о возможности посадки на палубу самолётов дальней радиолокационной разведки. Таким образом,  «Адмирал Кузнецов» может управлять своей авиагруппой в пределах радиогоризонта. Если самолёт отлетает дальше — он работает «сам по себе» — без нормальной связи и целеуказания. Справедливости ради надо отметить, что на ТАВКР всё же есть подобного рода техника — вертолёт радиолокационного дозора Ка-31. С максимальным временем полёта 2,5 часа и дальностью обнаружения самолётов на расстоянии до 150 км, надводных целей до 285 км. Всё. Про дальность сопровождения целей на 600-700 км в российском флоте не слышали.

У американцев такую функцию выполняют самолет ДРЛО  Е-2С «Хокай», который способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а бортовая РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели от 270 до 740 км. Как вы понимаете, этот самолет способен взлетать и садиться на авианосец. Вот так он выглядит.
drlo-e-2-hokay

Таким образом, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» возможно эффективно использовать только вблизи своей территории — там где есть связь, системы РЛО и так далее. В противном случае это малоподвижное корыто с самолётами на борту.

Второе отличие «российского авианосца» от нормального авианосца — возможность длительного автономного плавания. Свою «автономность» данное судно уже продемонстрировало, но есть ещё одна закавыка. Россия не имеет ни одного транспортника, способного сесть на «Адмирале Кузнецове». Таковых не существует как класса, а команда в 2000 человек должна что-то кушать. Это что-то откуда-то должно браться. Я уже не говорю про боекомплект. Во всём мире для этого есть транспортная авиация. В данном случае — караван судов сопровождения на которых тоже команды, которым тоже хочется кушать. Вот такая вот гениальная инженерная находка.

Для сравнения: У американцев ранее эту функцию выполняли транспортные самолеты Grumman C-2 Greyhound, а с 2005 года ему на смену пришел конвертоплан Bell V-22 Osprey.

Вооружение. Русские говорят «авианосец» — значит оценим самолёты. Россия-24 заявила о «десятках» Су-33 и МиГ-29К на борту. Но вот незадача, буквально сегодня в сети появились снимки ангара «Кузи»…

angar-avianostsa-admiral-kuznetsov
Видите самолёты? А они, по версии «Россия-24» там есть. Наверное,  голубой нано-краской покрашены….

Того же мнения придерживаются и посетители упомянутого мной форума, посвящённому «Кузе». Вот цитата активного посетителя и одного из модераторов после просмотра множества репортажей и сопоставления бортовых номеров самолётов: «опять те же 4 мига и 5 сушек- походу реально только они на борту».

Впрочем, может сами самолёты — чудо техники. Увы, Су-33 разрабатывался и создавался как ИСТРЕБИТЕЛЬ. То есть он не предназначен для ударов по наземным целям: может их осуществлять, но не особо много и не особо метко.
МиГ-29К более универсален. Но, лёгкий, с небольшим запасом боекомплекта. Что так же накладывает свой отпечаток на потенциальную эффективность.

И, наконец, самое главное — упомянутый трамплин. Увы, но такая конструкция накладывает серьёзные ограничения на массу самолёта. И Су,  и МиГи взлетают или не с полными баками,  или не с полным БК. Иначе никак за исключением сильного попутного ветра, максимальной скорости самого ТАВКР и чуточки везения. Но судно быстро не плывёт, ветров больших нет, а «солнечный ветер» от голубой краски ситуацию не спасает.

Но,  даже если бы это всё было — всё равно много самолётов не подымешь в воздух. Сильный ветер на море — это сильное волнение. А теперь посмотрите на вторую фотографию заправки. Ничего странного? Что же, дам ещё одно фото:

aviagruppa-tavkr-akademika-kuznetsova
Это подъёмник самолётов из ангара. У авианосцев он на палубе, но проект 1143 гениален в сути своей. Дело в том, что самолёт поднимается и опускается по борту. Кроме того, поскольку проект создавался как наследник вертолётоносца, подъёмник немного маленький. То есть хвост самолёта в любом случае «чуть-чуть торчит».

Но это теория. В реальности на борту «Кузнецова» есть то, что видим на палубе. + 1 самолёт в ангаре — ссылку давал — можете полюбоваться на фото.

Ракеты? Ах, да крейсер ракетонесущий. Действительно, ракеты есть и запустить их могут. Ракеты, разработанные чуть позже, чем сам «крейсер». Для современных систем ПВО ничего нового «Кузнецов» не несёт. К этому добавляем уже упомянутый факт отсутствия нормального целеуказания — КА-31 с его радиусом — курам на смех. То есть и «ракетный меч» может быть эффективен, если есть цели переданные с берега или других, более современных кораблей. По большому счёту, против сирийских партизан и гуманитарных конвоев вполне грозное оружие. Что касается остальных игроков… тут теоретически тоже. Угроза есть, но не самолётами и не ракетами.
Грозен Кузя в гневе своём.

Итак имеем судно с 2 тысячами экипажа, умирающей силовой установкой, без полноценного авиаотряда и кучей проблем с эксплуатацией, но страны бассейна Средиземного моря всполошились.

И тому есть причины. Вначале вновь о конструкции: 2 тысячи человек, извините, ходят в туалет и мусорят. Где это всё хранится? Это в буржуйских флотах разные там биогазовые и другие установки. На «Кузе» всё проще: или за борт, или в специальные отсеки (но система слива в них тоже работает с перебоями). Сии продукты жизнедеятельности периодически откачиваются на специальное судно (в походе) или на судоремонтный завод, где ТАВКР проводит большую часть времени.

Вот в этом основная беда. Представьте, что сие корыто потонет или даст течь. Рядом — пляжи Турции, Ливана, Израиля. Что с ними будет, если всё, что за месяц «наделал» экипаж в составе 2 тыс человек поплывёт в море. Это не считая пятен мазута и других прелестей. Вот так, подтопив одно старое корыто (и, естественно, обвинив в этом НАТО) РФ может сорвать туристический сезон 2017 сразу в нескольких государствах. Россияне всё равно попрут — уж чище, чем в «Сочах» да и дешевле будет, но другие туристы — вряд ли.

Ещё одна проблема тоже связана с экипажем из 2 тысяч. Случится что-то и всю эту братию как африканских беженцев спасать надо будет, кормить. А потом часть ещё и убежища попросит — русские любят любить Родину на расстоянии. Траты, головная боль.

Или пойдёт «Кузя» вдоль разных берегов «давая шапку». Дышать трудно, на горизонте не красиво. Вновь проблема, траты, головная боль…

Самое главное и самое страшное в другом – ТАВКР «Адмирал Кузнецов» рано или поздно поплывёт назад — в Мурманск! Сейчас все наблюдали последний месяц было проявлением «идеального состояния» судна, которое только вышло из доков. Попробуйте представить эпичность похода «домой».

Думаю, что самому экипажу крейсера страшно. Пока они благодарят Христа, Аллаха, Будду за то, что доплыли. Растёт религиозность и батюшка требует прислать на судно… не ремонтников, не технику и оборудования – нательные крестики. Но больше всего меня поразил способ передачи просьбы: «отец Сергий передал записку» сообщает сайт «Православие.ру». Не позвонил, не телеграфировал – это всё от лукавого – записку передал.  Вот они скрепы в информационном мире.
Экипажу радостно и страшно. Экипаж молится. Батюшка толкает крестики. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» угрожает психическому здоровью моряков стран НАТО — ну,  нельзя так много смеяться. Впрочем, скоро судно пойдет назад на судоремонтный завод в Мурманск. Нас ждет второй сезон приключений «Кузи». Пишет Игорь Тышкевич


На платформі Blogger.